Что следует учесть при корректировке закона о пенсионном возрасте. Мнение Профсоюза

  • Что следует учесть при корректировке закона о пенсионном возрасте. Мнение Профсоюза
24 сентября 2018 г.

После выступления Президента РФ В.В. Путина Профсоюз посчитал необходимым направить конкретные предложения с учетом поправок, предложенных Президентом РФ в рабочую группу Госдумы и в ФНПР.

Как следует из законопроекта, а это как раз главное, что волнует сегодня медицинских работников, изменяется реализация права выхода на досрочное пенсионное обеспечение. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет льготный стаж как норму социальной гарантии, которую получают медицинские работники и иные категории граждан. Пользуясь этим правом, медики становятся пенсионерами не по достижении определенного возраста, а по мере выработки установленного стажа работы в медицинской организации. Данным категориям работников необходим «специальный стаж» длительностью от 25 до 30 лет, в зависимости от должности, учреждения, отделения в которых выполняются трудовые обязанности. По своей правовой природе данные пенсии не носят страховой характер. Основанием назначения выплат является не презумпция утраты трудоспособности к определенному возрасту, а род профессиональной деятельности в течение установленного срока. Данный вид пенсионного обеспечения аналогичен назначаемому лицам, находившимся на службе - государственной, военной, дипломатической и т.д. Наш Профсоюз всегда исходил из того, что медицинский труд это не столько «наемный» труд, обращенный к собственной выгоде, сколько служебный, обращенный к выгоде других. Функции медицинских работников носят характер защиты таких благ как жизнь и здоровье от биологических (природных) угроз, с такой же степенью опасности, как военные, политические, техногенные, природно-климатические и др. Отсюда очевиден и соответствующий вид «стажевой» пенсии.

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в период с 2019 по 2026 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений, фактически нивелируется и увеличивается на 8 лет. Не ясно, каким он будет после поправок Президента РФ, учитывая то, что в медицинских организациях на должностях, дающих право на досрочную пенсию трудится 80% женщин, общий стаж для которых предложено снизить на 3 года против первоначально указанного в проекте Правительства РФ. Сегодня, в 2018 году, минимальный страховой стаж – периоды, исчисляемые суммарно, в течение которых за работника были начислены и уплачивались страховые пенсионные взносы и дающий право на страховую пенсию равен 9 годам и достигнет 15 лет к 2024 году. Несложно подсчитать, что «специальный» стаж 25-30 лет в 2 раза перекрывает планируемый на 2024 год действующим законодательством, а на сегодняшний день в 3 раза. Работники здравоохранения и образования (специальный стаж - 25 лет) являются и являлись самыми надежными и предсказуемыми плательщиками в пенсионную систему, поэтому и с этих позиций, отказываться от «стажевых» пенсий сегодня, мы считаем шагом крайне неразумным, если не сказать больше.

Кроме этого «стажевые» пенсии являются сильнейшим мотивационным фактором систематической трудовой деятельности в здравоохранении. Вступая в трудовую жизнь, молодые люди мало задумываются о предстоящей пенсии. Особенности медицинского труда - высокая интенсивность, повышенная ответственность за результат, невыключаемость, ограниченная рациональность, обуславливают высокую психоэмоциональную напряженность трудового процесса, которая не поддается количественному измерению. В купе с «измеряемыми» вредными факторами производственной среды и трудового процесса (70% работников по результатам СОУТ) это способствуют быстрому «выгоранию» работающих - 80% после 15 лет работы. В это время люди начинают задумываться о продолжении трудовой деятельности в иной, чем практическое здравоохранение, сфере. К этому периоду трудовой деятельности практически исчерпывают свой эффект «стажевые» надбавки к заработной плате. Предстоящая досрочная пенсия остается одним из немногих, если не единственным сдерживающим фактором, для продолжения работы в отрасли.

Повышая пенсионный возраст для выхода на данный вид пенсии, мы рискуем утратить и кадровый ресурс, который и без того, неохотно трудоустраивается, например, в сельской местности. Даже с учетом дополнительных мер поддержки, установленных Правительством РФ, в виде миллиона для врачей и пятисот тысяч рублей для среднего медперсонала, риск того что работники будут увольняться и искать работу в близлежащем городе, для получения более высокой заработной платы, при отсутствии пенсионных выплат, достаточно велик.

Кадровый дефицит в нашей отрасли не только локальный, обусловленный территориальным диспаритетом зарплат и внутренней трудовой миграцией, но и носит глобальный характер. По данным нашего Профсоюза до 25 % лиц, получивших высшее и среднее специальное образование, покидают практическое здравоохранение, предпочитая смежные, более спокойные области трудовой деятельности или любую другую, но более высокооплачиваемую работу. Кадровая проблема в здравоохранении хронифицированна, конкуренции за рабочие места в настоящее время отсутствует.

Стоит привести еще один пример из области «гендерного равенства». Доля женщин занятых в экономике РФ, по опубликованным данным составляет 49%, при этом в области здравоохранения их трудится более чем четыре пятых - около 80%. Уровень заработной платы женщин сегодня составляет 72% от уровня заработной платы мужчин. Такая сегрегация, по оплате труда женщин в России, сегодня государством не ликвидирована. Существующая досрочная пенсия, о которой мы говорим, нивелирует эту разницу при выходе на пенсионное обеспечение по «выслуге лет».

По данным Бюджетного департамента Пенсионного фонда РФ на 31 декабря 2017 года численность работников, имеющих право на досрочную пенсию за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в системе здравоохранения России, составляет 659163 человека, из которых продолжает работать – 68,9 %. Ликвидация «досрочной» пенсии для медицинских работников только усугубит имеющуюся сегрегацию по заработной плате, компенсируемую таким способом и ощутимо снизит реальные доходы работников. Этого допускать нельзя.

Необходимо подчеркнуть, что Профсоюз работников здравоохранения РФ, как впрочем и все общероссийские организации входящие в Федерацию Независимых Профсоюзов России, реалистично оценивает ситуацию в сфере пенсионного обеспечения. Все пенсионные системы прямо завязаны на рынок труда. Два основных параметра рынка труда - занятость и зарплата в целом и определяют сбалансированность любой пенсионной системы. Поскольку заработная плата, а точнее начисления на ее фонд, являются для солидарной пенсионной системы основным источником для текущих выплат пенсионерам, становится ясным, насколько важен ее уровень для пенсионного фонда. С этих позиций всегда выступал и наш Профсоюз, наша Ассоциация работников непроизводственной сферы и ФНПР. Одним из достижений профсоюзного движения последнего времени можно назвать повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума, другое это прямое регулирование (повышение) заработанной платы в здравоохранении. Двигаясь в этом направлении можно было повышать пенсионный возраст в течение 15-20 лет без шокового варианта. Отсрочка исполнения пенсионных обязательств на будущее время перед теми, кто достигает пенсионного возраста в ближайшие годы, отсутствие четкого плана действий Правительства РФ, внезапное, без каких-либо предварительных переговоров и согласований внесение законопроекта в Госдуму, это не реформирование пенсионной системы. Это простой технический дефолт по входящим в пенсионную систему фондам. Выступление Президента РФ В.В. Путина, предложенные им поправки, направлены на частичное смягчение социальных последствий такой ситуации.

На слушаниях, состоявшихся в Госдуме 21 августа, выступал председатель ФНПР М.М.Шмаков. Он сравнил это мероприятие с обсуждением нового «общественного договора», частью которого, являются институционально закреплённые процедуры принятия значимых решений. Эти решения принимаются «партнерами», а не «противниками», путем обсуждения и переговоров, а не игнорированием или отказом от дискуссии по позициям сторон. В ином случае, любые начинания, обречены на провал. Наш Профсоюз полностью разделяет такой подход и направляя свои предложения в комиссию Госдумы, мы рассчитываем именно на такое понимание проблемы.



Вернуться к списку